На главную страницу
УРОКИ СКОРОЧТЕНИЯ 
БЫСТРЫЙ НАБОР ТЕКСТА НА КЛАВИАТУРЕ 
Файл уроки скорочтения

 

 УРОКИ СКОРОЧТЕНИЯ

В детстве я медленно читал, на прочтение условий задачи по математике у меня порой уходило больше времени, чем на ее решение. Уже после окончания института (1982-1984) мне попались две книжечки по скорочтению и усвоению информации. Я с удовольствием прочитал их, кое что выписал. Начал тренироваться урокам скорочтения.
 Через некоторое время у меня появился кое какой опыт в скорочтении и я написал краткий конспект по этой теме. Очень быстро читать я не научился, думаю, что в таком методе чтения есть и большие минусы в плане усвоения прочитанного. Но постоянные занятия по скорочтению по ниже описанным правилам, уверен, дадут хороший эффект в плане скорочтения и усвоения информации. Авторов этих книг я не помню. 

 В первом приближении достаточно понять, что есть такие то приемы для быстрого  усвоения информации, наложить на это свое мнение (с чем-то согласиться, что-то взять под сомнение), затем  попробовать практически испытать на себе эти приемы, заметив в себе новые ощущения, изменения. И после того как вы сможете добавить что-то свое, можно сказать, что это стало вашим личным, которое у вас никто не отнимет, и которым вы сможете поделиться с человеком, которому это будет интересно.
ПРАВИЛО I 
НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ СРАЗУ К ПРОЧИТАННОМУ, ЕСЛИ ВЫ ЧТО-ТО НЕ ПОНЯЛИ.
 При чтении любого текста глаза бегут только вперед. Если вы что-то не поняли, не возвращайтесь к прочитанному. Мысленно отметьте про себя, что вам не понятно и продолжайте не останавливаясь читать. Скорее всего дальше по тексту вам станет ясно, что вы не поняли. Если вам много не понятно в тексте, то гораздо эффективнее будет, если вы прочтете этот текст повторно сначала и до конца. Вообще-то жестких рамок ставить себе не надо. Иногда бывает полезным и сразу ввернуться, но это как исключение.
 Бывает и так, что вы ловите себя на мысли, что читаете одну и у же фразу уже несколько раз и при этом думаете о чем-то постороннем. Отложите книгу. Отвлечься от чтения можно сделав упражнение 10.
 Попробуйте понять, почему вы остановились именно на этом месте.
ПРАВИЛО II 
БОРИТЕСЬ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ
 Человек обычно беззвучно проговаривает все, что читает. Таков стереотип, приобретенный в детстве. Поскольку скорость проговаривания ограничена, темп чтения повысить не удается. Предлагаю вам два упражнения, помогающие убрать проговаривание.
Упражнение 1.
 Двигаясь взглядом по газетной колонке в умеренном темпе, попробуйте сделать небольшое ускорение (на несколько строк), а потом продолжать с прежней скоростью. Должно возникнуть ощущения, что небольшой участок текста вы поняли , но просто не успели проговорить. Надо начинать с маленьких отрезков, иначе ваш «страж» (то есть программа восприятия текста)  забьет тревогу и отключит понимание. Постепенно увеличивайте длину «прыжка» до 5-10 строк. Приучайтесь к движению с переменной скоростью: пытайтесь оторваться от своей внутренней речи на насколько мгновений, а потом дайте ей занять свое место.
Упражнение 2.
 Читайте текст с одновременным выстукиванием карандашом выбранного вами ритма. Звук должен быть не очень тихим. Этапы освоения этого упражнения:
1. Вы читаете текст, но у вас не получается ритм. Или наоборот, вы поймали ритм, но не можете сосредоточиться на чтении.
2. Вы читаете текст и не сбиваетесь с ритма, но не понимаете смысла прочитанного.
3. Вы читаете текст, не сбиваетесь с ритма, можете менять ритм, понимаете смысл прочитанного.
4. Вам уже не нужно выстукивать ритм. Ваши глаза легко скользят по тексту, вы увидели слово и поняли его, вы увидели всю строчку и поняли ее содержание, вы увидели несколько строчек сразу (всю страницу!) и поняли все, что в них написано. Вы читаете глазами. Заметьте в себе качественные изменения. У каждого они свои.
 Разрешите мне сделать небольшое отступление, прежде чем предложить вам другие упражнения. Мне думается, что скорость усвоения информации напрямую зависит от душевных качеств человека и от его физического здоровья.
Чем «чище» человек, тем ему доступнее более глубокие знания, ведь тем большая ответственность на него ложится. Информация это реально существующий груз и чем больше ее, тем тяжелее ее нести. Избавиться от тяжести этого груза можно когда сделаешь его своим. А своим его можно сделать, когда применишь его на практике и добавишь что-то свое. В этом случае информация станет частью тебя, вы ее уже не несете, вы являетесь ею, она становится частью вашей личности. Как говорят: «Главное, чтобы человек был хороший». Как бы ни банально это звучало но мне кажется, что это поможет вам больше, чем самые совершенные приемы.
ПРАВИЛО III 
РАСШИРЯЙТЕ РАЗМЕРЫ СВОЕЙ «ЗРИТЕЛЬНОЙ РАМКИ».
 Если размеры «зрительной рамки» человека равны 2-4 знакам, он читает по слогам. Если эти размеры 9-12 знаков, человек читает по словам, но иногда спотыкается о некоторые трудные слова. Человек, воспринимающий одновременно 20-30 слов, легко читает 240-360 слов в минуту.
Упражнение 3.
Попробуйте с карандашом /в руках определить сколько /слов вам удается /воспринимать за одну фиксацию./ Однако, учтите /эта величина /не задана жестко, /она зависит от структуры/ предложения. / Начинать строку или /фразу мозг стремится /с одного слова. / Попробуйте расширить /свои зрительные /рамки в эти моменты.
 ПРАВИЛО IV
СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ ВЗГЛЯДОМ ПРИ ЧТЕНИИ. ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ВАШ ВЗГЛЯД ПЕРЕМЕЩАЛСЯ СВЕРХУ В НИХ.
 Упражнение 4.
 Возьмите простой текст (можно детскую книжечку) и разметьте ее следующим образом:
              *                                             *                                           *                                         *
Попробуйте научиться чувствовать, как движется ваш взгляд во время тренировки
                         *                              *                           *                                          *
 Упражнение 5.
Фиксируйте количество слов, одномоментно попадающих в поле зрения не читая их, смотрите как бы сквозь слова, отмечая лишь их контуры. Со временем вас может ожидать приятный сюрприз, 
чисто механической фиксации окажется достаточно для усвоения слов.
 Упражнение 6.
 Проведите линию по центру колонки. Попробуйте добиться, чтобы ваш взгляд перемещался сверху вниз по линии. Вначале вам придется нелегко – ваш взгляд будет упорно вырываться из-под контроля. Не смущайтесь, ведь вы хотите изменить стереотип, которым пользовались много лет. Каждый текст читайте не менее 2-3 раз. Сначала как бы обозначайте движение глаз, а потом уже вчитывайтесь в содержание. При вертикальном чтении глаз фиксирует только незнакомые участки (ключевые слова). Пофантазируйте, вам удастся самим придумать что-то для более быстрого усвоения этого материала.
 Вы уже, наверное поняли, что перечисленные четыре правила как бы дополняют друг друга и являются в конечном итоге чем-то одним. Разделили их, чтобы понять от чего зависит скорость чтения. Можно делить и дальше, попробуйте сами это сделать. Когда вы поняли каждое правило в отдельности и попробовали их применить на практике, теперь необходимо их объединить в систему наилучшим образом походящую для вас.
Читайте текст, применяя все перечисленные правил. Вы увидете свои слабые места. Возвращайтесь к ним и работайте только над ними. Подтянув слабые места, легче пойдет прогресс во всей системе обучения скоро чтения.
 ПРОДОЛЖАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ
 Итак вы читаете колонку шириной 20-30 знаков в идеальном режиме. Если круг вашего чтения журналы и газеты, можно таким интервалом и удовлетвориться. Но если вы работаете с книгами, то надо продолжать занятия.
 Упражнение 7.
 Читайте заголовки газет, маленькие абзацы за один взгляд.
 Упражнение 8.
 Читая узкую газетную колонку по центру, попробуйте чередовать плавное движение взгляда с прерывистым, по фрагментам в 2-4 строчки. Как уже отмечалось ранее, чтение даже минимальными фрагментами прекрасный способ борьбы с проговариванием.
 Упражнение 9.
 Читайте текст закрывая часть текста (справа или слева) страницы.
 Упражнение 10.
 Это упражнение помогает усваивать прочитанную информацию, снимает нервное и мышечное напряжение. Замрите в любой позе (позвоночник, желательно, чтобы был прямой), отключите все мысли, расслабляйте голову и тело, осознавайте себя, все свои ощущения, все, что происходит вокруг вас и внутри вас. Выискивайте напряженные участки в своем теле. Направляйте сове внимание на расслабление этих мест. Если вы сможете, осознавая себя, удержать безмыслие хотя бы 1 минуту, это будет неплохим результатом и эффективным отдыхом.

 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСВОЕНИЕ ПРОЧИТАННОЙ ИНФОРМАЦИИ.
1. Хорошо, если по окончании текста у вас сформировалась основная часть текста. Сжато и точно вы сможете выразить основные мысли, идеи автора.
Фиксируется позиция согласия или несогласия с автором (критика отсутствует, существуют аргументы, опирающиеся на ваш опыт или интуитивное мнение).
2. Вы отметили красоту, новизну и практическое использование прочитанного материала (как красивы Вам показались мысли автора, что нового узнали, что можно попробовать применить на практике).
3. Качество усвоения прочитанного зависти от внимания читателя. Внимание – это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Направленность сознания человека осуществляется через имеющиеся у него органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Насколько сознание человека пользуется тем или иным органом чувств, настолько у него развито то или иное внимание (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое). Принцип тренировки.
4. Внимание резко снижается при усталости и при отсутствии интереса к данной теме.
Разделяют следующие параметры сознания от которого, как вы поняли зависит внимание человека.
 Сила концентрации сознания.(КС)
 Это насколько сильно человек увлечен, например чтением. При слабой силе КС человеку трудно сосредоточится на чтении, его легко отвлекают посторонние звуки, свет, запахи, ощущения, вкусы.
 Скорость концентрации сознания.
 При хорошей скорости КС человек быстро включается в работу и легко и быстро переходит на другую деятельность (это хорошо видно во время детской игры «Замри»).
 Длительность концентрации сознания.
 Этот параметр говорит о выносливости человека, насколько долго он может, например читать.
 Емкость концентрации сознания.
 Это когда вы одновременно читаете книгу, слушаете радио, разговариваете по телефону, следите за маленьким ребенком, наслаждаетесь весенним запахом и при этом еще вяжите свитер.
 Любая деятельность человека в том числе и чтение, и игры больше или меньше развивают все параметры сознания.
5. В результате деятельности человека, сопровождающейся его вниманием, возникает запоминание. Различают несколько видов запоминания. 
 Произвольное запоминание – это намеренное запоминание таблиц, шифров. Оно хорошо развито у разведчиков. 
 Непроизвольное запоминание – намного выше, когда деятельность человека носит активный, эмоционально приподнятый, творческий характер. Это происходит во время праздников, игр, экзаменов, нестандартных ситуаций. 
 Механическое запоминание – это многократное повторение, заучивание стихотворений, песен, танцев. Художники говорят, что таким методом можно научить хорошо рисовать самого неспособного к рисованию человека, при наличии , конечно, у него желания это делать. А вот как научить человека творчески мыслить? 
 Осмысленное запоминание – это перевод содержания прочитанного текста на язык собственных мыслей.
6. Замечено, что запоминание улучшается, если повторить материал не позднее чем через 9 часов, а лучше через 2-3 часа.
7. Усвоение информации улучшается, если при наступлении усталости во время чтения отвлечься и не думать ни о чем некоторое время. (Чтение перед сном или Упр.10.) 
8. Постепенность, отдых, повторение, осмысление, практическое применение, постоянность.
 Все на что было обращено внимание человека, остается в его памяти. Если вы прочитали правило и не можете его повторить, то это не значит, что оно не осталось в вашей памяти. После отдыха при повторении этого же правила через несколько часов или дней оно вам будет более понятно. Человеку необходимо определенное время для усвоения («переваривания») информации. Оно зависит от способа изложения и готовности человека воспринять эту информацию. В способе изложения важно выбрать правильную последовательность и постепенность подачи информации. Осмысленное и проверенное на практике правило (информация) оставляет другой след в сознании человека, чем просто заученное правило.
9. Легкость восприятия.
Наши знания постоянно подтверждаются, корректируются или опровергаются практикой жизни, если мы не оградили себя рамкам, как нам кажется непоколебимых, заученных правил. Есть истины, которые существуют вне времени, но эти истины выраженные словами понимаются разными людьми по разному. Поэтому любую информацию, как бы красива она вам не показалась, следует воспринимать как приближение к тому, что есть на самом деле, как вашу ступеньку на сегодняшний день. Легкое игривое, в меру серьезное восприятие любых знаний защитит вашу индивидуальность и поможет вам легче «переварить» эти знания. На востоке по этому поводу говорят: «Увидел Будду – убей Будду». Вы понимаете, что не в буквальном смысле.
10. Все новое зиждется на старом.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ предлагаю Вам несколько, на мой взгляд, интересных игр, развивающих внимательность и образное представление.
«Крестики-нолики»
Играйте в обычную игру «Крестики-нолики», но поле игры не рисуете, а держите его мысленно в голове. Клетки договоритесь называть согласно:

    Верхний ряд слева       Верхний ряд в центре        Верхний ряд справа
    Средний ряд слева                  В центре                   Средний ряд справа
    Нижний ряд слева         Нижний ряд в центре         Нижний ряд справа

 Некоторые таким образом играют в шашки, в шахматы и другие игры. Такие способности делают человека более независимым. Как Вы думаете от чего?
«Двигаем мушку»
 В эту игру можно играть оному или всей семьей. Все мысленно представляют поле игры рис.1. Ведущий располагает «мушку» в любом квадрате поля и говорит координату ( например: в центре), затем он также мысленно перемещает «мушку» по полю и говоррит вслух куда. (например: вверх, вправо, вниз, вверх) Остальные мысленно проделывают то же. Через некоторое время ведущий спрашивает, где он остановился.
Остальные участники называют координату согласно рис.1. (например: верхний ряд справа). В дальнейшем можно увеличивать размеры поля и скорость перемещения «мушки».
«Запомни картинку»
 Один игрок за 10-20 секунд запоминает расположение книг на полке и отворачивается. Другой игрок переставляет одну, две книги на другие места. Первому нужно поставить книги на прежнее место. Сложность игры увеличивайте постепенно, так как слишком трудное задание отбивает интерес к игре. Таким образом можно перемещать все что угодно: посуду, мебель в комнате, одежду на себе и другое. 
 Спасибо за внимание.  Желаю Вам успеха!     Николай 1992г.

Не ставьте скорочтение целью. Главное - осмысленное усвоение прочитанного. Разные тексты требуют разного чтения.

"Ум развивается не от переполнения его мыслями других, но от упражнения собственных способностей."

 

 БЫСТРЫЙ НАБОР ТЕКСТА НА КЛАВИАТУРЕ

ТЕХНИКА

Этод метод еще называют Десятипальцевым. Хотя он также может называться и двухпальцевым и быть не менее успешным.

Существует куча программ и методик по этому способу.

Опишу простой и эффективный способ, не требующий никаких программ.

Этот способ рассказал мне мой сын. Когда он учился набирать текст, он перепробовал множество программ и в результате пришел вот к такому способу. Я его пробовал и считаю очень интересным.

Все очень просто.

1. Вам необходимо выучить клавиатуру,  расположение букв под каждый палец. Эту таблицу можно скачать в инете. Если у Вас двенадцать пальцев, составьте по аналогии свою таблицу под двенадцать пальцев.

Хорошо если  Вы мысленно можете представить клавиатуру и увидеть где какая буква расположена. Но это не обязательно.

2. Начинаете с простого слова из трех, четырех букв. Набираете это слово повторяя его непрерывно через пробелы целую страницу и больше. Сначала Вы мысленно, зная расположение букв, даете команду каждому пальцу. Через тренировку, постепенно у каждого пальца появляется своя мышечная память расположения букв и далее вступает в силу автоматика. Сороконожка не думает какую ногу когда и куда поставить, ее ноги двигаются на автомате. Когда появляется автоматизм, Вы должны почувствовать приятное, необычное ощущение при наборе.

3. Теперь Ваша задача охватить все буквы, постепенно увеличивайте длину слова и переходите к фразам. И также эту фразу набираете повторяя много раз, пока не почувствуете приятный автоматизм.

На этом этапе на первое место выходят принцип тренировки и законы обучения.

4. Находите свои слабые места и доводите их до автоматизма. Постепенно увеличивайте скорость.

При получении навыка Вы будите находить нюансы, делать свои открытия. Это здорово.

ВЫ СТАНОВИТЕСЬ ТВОРЦАМИ.

Вот и вся техника.

Желаю Удачи

       E-mail: Fotonnika@yandex.ru.      

Hosted by uCoz