УКАЗАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Прежде чем приступать к пранаяме, внимательно прочитайте и хорошо усвоите следующие указания и предостережения.
Определение пригодности
1. Как возможность обучения в аспирантуре зависит от способностей человека и от навыков работы, приобретенных им при изучении той отрасли знаний, которой он занимался раньше, и от дисциплины, так и обучение пранаяме требует овладения асанами и поиобретенных таким образом силы и дисциплины.
2. Пригодность ученика к занятиям и продвижению в пранаяме должна определяться опытным гуру, чье личное руководство существенно важно.
3. Пневматические инструменты способны прорезать крепчайшие скалы. В пранаяме йог использует свои легкие как пневматический инструмент. Неправильное употребление погубит как инструмент, так и человека, работающего с ним. Это правило применимо и к пранаяме.
Чистота и пища
4. В храм не вхсцят с грязным талом и нечистыми мыслями. Прежде чем войти в храм собственного тела, йог соблюдает правила чистоты.
5. Перед выполнением пранаямы следует освободить мочевой пузырь и кишечник. Это облегчает выполнение ба?юх.
6. Предпочтительно практиковать пранаяиу на пустой желуцик, но если это трудно, можно выпить перед занятиями чашку молока, чая, кофе или какао. После приема пищи должно пройти не менее кюсти часов, прежде чем можно будет приступать к прангяме."
7. Через полчаса после окончания занятий пранаямой можно принять легкую пишу.
Время и место
8. Лучшее время для занятий пранаямой - раннее утро (предпочтительнее перед восходом солнца) и после захода солнца. Согласно "Хатха Йоге Прадипике", пранаяму следует практиковать четыре раза в сутки:
рано утром, в полдень, вечером и в полночь, по 80 циклов за рач (глЛ, стих 11). Это едва ли возможно в наше торопливое время. Поэтому можно рекомендовать заниматься не менее 15 минут в день. Выполнять же 80 циклов могут ревностно преданные йоге люди, это не для среднего семьянина.
9. Лучше всего начинать занятия весной или осенью, когда нет резких климатических колебаний.
10. Пранаямой следует заниматься в чистом, хорошо проветренном помещении, свободном от насекомых, в тихие часы, когда нет беспокоящего шума.
11. Пранаяму следует выполнять решительно и регулярно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одной и той же позе. Изменения допускаются только в типе пранаям: если в первый день выполняется Сурья Бхедана Пранаяма, то на следующий день можно упражняться в Шитали, а на.третий - в Бхастрике. Нади Шодхана Пранаяма должна, конечно, выполняться ежедневно.
Поза
12. При выполнении пранаямы дыхание производится только через нос, за исключением Шитали и Шитакари.
13. Лучше всего выполнять пранаяму, сидя на полу на сложенном одеяле. Подходящими позами будут Сиддхасана, Вирасана, Падмасана и Бад-дха Конасана. Можно принять и любую другую сидячую позу, лишь бы она обеспечивала абсолютно прямое (от основания позвоночника до шеи) и перпендикулярное по отношению к полу положение спины. Некоторые типы пранаям могут выполняться лежа, о чем будет сказано ниже.
14. Во время занятий не должно ощущаться никакого напряжения ни в лицевых мышцах, ни в глазах или ушах, ни в мышцах шеи, плечах, руках, бедрах и стопах- Бедра и руки следует намеренно расслаблять, так как они бессознательно напрягаются во время пранаямы.
15. Язык следует держать пассивно, иначе во рту будет скапливаться слюна. Если это произойдет, проглотите ее перед выдохом (речакой), а не во время задержки дыхания (кумбхаки).
16. Во время вдоха и задержки дыхания грудная клетка должна расширяться как вперед, так и в стороны, но область под лопатками и подмышками должна расширяться только вперед.
17. В начальном периоде наблюдаются пототделение и дрожь, но постепенно они исчезают.
18. Во всех пранаямах, выполняемых в сидячей позе, голова должна свисать от шеи, а подбородок помещаться в ямку между ключицами наверху грудины. Этот подбородочный замок, или Джаландхара Бандху, следует выполнять всегда, за исключением особых положений, оговоренных ниже.
19. Во время занятий глаза следует держать закрытыми, так как иначе ум будет блуждать, следя за внешними объектами, и отвлекаться. Если глаза держать открытыми, в них возникнет ощущение жжения и раздражения.
20. Во время занятий пранаямой внутри ушей не должно ощущаться давления.
21. Левую руку нужно держать прямой, а задняя сторона ее запястья должна лежать на левом колене. Кончики указательного и большого пальцев соединяются в Джняна Мудру, описание которой следует ниже.
22. Правая рука сгибается в локте, а ее кисть располагается ва носу для того, чтобы регулировать ровный ток дыхания и определять тонкость дыхательной струи. Это осуществляется при помощи кончиков безымянного пальца и мизинца, которые контролируют левую ноздрю, и кончика большого пальца, который контролирует правую ноздрю. Положение правой руки подробно рассматривается в разделе Техника". В некоторых типах пранаям обе кисти располагаются на коленях в Джняна Мудре.
23. Когда ребенок учится самостоятельно ходить, мать не двигается, ее тело пассивно, но ум бдит. При необходимости, например, если ребенок споткнется, ее тело моментально приводится в действие, чтобы уберечь ребенка от падения. Так и при занятиях пранаямой мозг пассивен, но бдителен. Если какие-то телесные органы не срабатывают, бдительный мозг шлет сигналы предупреждения. Ухо должно прислушиваться к звуку дыхания (о надлежащем его звучании говорится ниже), а кисть руки и нос должны следить за чувствительностью дыхательного потока, идущего через носовые проходы.
24. Возникает вопрос: если мозг обязан посылать чувствам предупредительные сигналы, как можно сосредоточиться на пранаяме? Художник, поглощенный своей работой, замечает одновременно различные подробности: перспективу и композицию, тона и оттенки цвета, передний план и фон, мазки своей кисти. Музыкант, исполняя какую-либо мелодию, следит за движением своих пальцев и за сочетаниями звуков, за настройкой инструмента и за высотой тона. Хотя художник и музыкант замечают и исправляют разные частности, они сосредоточены на своем деле. Так и йог, учитывая такие частности, как время, положение тела и даже ритм дыхания, бдителен и чувствителен к току праны внутри себя.
25. Как заботливая мать учит ребенка ходить без поддержки, так заботливый ум йога учит его чувства беззаботности. В результате продолжительных занятий пранаямой чувства освобождаются от увлечения вещами, к которым когда-то стремились.
26. Выполняя пранаяму, каждый человек должен определить свои возможности и не превышать их. Это можно проверить следующим образом: предположим, что человек может спокойно делать вдохи и выдохи длительностью по 10 секунд ритмическими пятиминутными циклами. Если появится какое-либо изменение в ритме, скажем, период вдоха или выдоха уменьшится до 7 или 8 секунд, значит возможности упражняющегося исчерпаны. Продолжать упражнения далее этой точки значило бы неумеренно напрягать легкие, что повлечет всяческие дыхательные расстройства.
27. Неправильная практика приводит к чрезмерному напряжению легких и диафрагмы. От этого страдает дыхательная система, и это вредно отражается на нервной системе. Неправильные занятия пранаямой могут сотрясти основы и здорового тела и здравого ума. Насильственные и напряженные вдохи и выдохи недопустимы (за исключением Бха-стрики).
28. Равномерность дыхания способствует здоровому состоянию нервов и, таким образом, ведет к уравновешенности ума и темперамента.
29. Асанами ни в коем случае не следует заниматься сразу после праная-мы. Если сначала выполняется пранаяма, то нужно отдыхать не менее часа, прежде чем приступить к асанам, так как спокойствие нервов, достигнутое в пранаяме, может быть нарушено движениями тела в асанах.
30. Пранаяму можно выполнять спустя не менее 15 минут после умеренных занятий асанами.
31. Напряженные асаны вызывают усталость. При утомлении нельзя заниматься пранаямой ни в какой сидячей позе, так как спина не может держаться прямо, тело охватит дрожь, а ум - беспокойство. Глубокое дыхание, как это делается в Удджайи, но в лежачем положении, снимает усталость.
32. Если не удается больше сохранять мерный ритм глубокого, устойчивого и медленного дыхания - остановитесь. Не продолжайте дальше. Ритм следует определять по характеру носового звука при вдохе ("сссссса", вроде того, что слышится, когда воздух вырывается из прокола велосипедной шины) и при выдохе (придыхание вроде "хууууууууум"). Если громкость звука уменьшилась, надо остановиться.
33. Старайтесь достигнуть ровного соотношения вдоха (пураки) и выдоха (речаки). Например, если в данном непрерывном цикле вдох занимает 5 секунд, то выдох должен занимать столько же.
34. Из всех типов пранаям особенно полезны Удджайи и Нади Шодхана.
Их могут выполнять беременные женщины, предпочтительно в позе Баддха Конасана. Только нельзя во время беременности производить задержку дыхания, разве под непосредственным руководством опытного учителя.
35. После окончания пранаямы всегда ложитесь в Шавасану (Фото 592) не менее чем на 5-10 минут в тишине. Ум должен быть полностью отключен, и все члены тела и органы чувств должны быть совершенно пассивны, как у мертвеца. Шавасана после пранаямы освежает как тело, так и ум.
Кумбхаки
36. Все три бандхи, а именно, Джаландхара, Уддияна и Мула, должны соблюдаться в кумбхаке (паузе после полного вдоха или задержке дыхания после полного выдоха), о чем еще пойдет речь. Бандхи - это своего рода предохранительные клапаны, которые должны быть закрыты во время кумбхаки.
37. Необходимо полностью освоить выполнение вдоха (пураки) и выдоха (речаки), прежде чем браться за разучивание ангара кумбхаки (задержки после вдоха).
38. Не следует пытаться делать бахья кумбхаку (задержку после выдоха) пока не будет полностью освоена ангара кумбхака.
39. Во время выполнения кумбхаки существует тенденция втягивать воздух, а также сжимать и расслаблять диафрагму и органы брюшной полости, чтобы увеличить время задержки дыхания. Это происходит бессознательно и непреднамеренно. Следует стараться не допускать этого.
40. Если окажется трудным задерживать дыхание (делать кумбхаку) после каждого вдоха либо выдоха, то выполните несколько циклов глубокого дыхания, а затем упражняйтесь в кумбхаке. Например, за тремя циклами глубокого дыхания может следовать один цикл кумбхаки, а после еще трех циклов глубокого дыхания второй цикл кумбхаки и т.д.
41. Если задержка дыхания нарушает ритм вдохов или выдохов, сократите длительность кумбхаки.
42. Люди, страдающие глазными или ушными болезнями (например, глаукомой или гнойным воспалением в ушах), не должны пытаться задерживать дыхание.
43. Иногда вначале упражнений в кумбхаке возникает запор. Это временное явление, оно скоро проходит.
44. Нормальная частота дыхания - 15 дыханий в минуту. Она возрастает, когда деятельность организма нарушается из-за несварения желудка, лихорадки, насморка и кашля или таких эмоций, как страх, злоба, похоть. При нормальной частоте дыхания в сутки человек делает 21600 вдохов и выдохов. Йог измеряет продолжительность своей жизни количеством не дней, а дыханий. Поскольку в пранаяме дыхание удлиняется, занятия ею ведут к долголетию.
45. Продолжительная практика пранаямы изменяет мировоззрение и значительно укрощает чувственное стремление к мирским удовольствиям, таким как курение, выпивка и распутство.
46. При занятиях пранаямой чувства втягиваются внутрь, и в тишине кумбхаки адепт слышит внутренний голос, призывающий: "Смотри внутрь! Источник всякого счастья внутри!" Это также подготавливает ученика к следующей ступени йоги - пратьяхаре, которая ведет к освобождению от власти и тирании чувств.
47. Поскольку во время занятий пранаямой глаза держат постоянно закрытыми, ход времени отмечают джапой - повторением в уме какого-либо священного слова или имени. Такое повторение священных слов или имен считается семенем (биджа), посаженным в ум йога. Это семя растет, подготовляя адепта к дхьяне (сосредоточению), шестой ступени йоги. В конечном счете оно порождает плод - самадхи, последнюю ступень йоги, на которой йог испытывает полноту сознания и высшую радость, он сливается с Творцом Вселенной и ощущает то, что никогда не смог бы выразить, но не может и полностью скрыть. Слова бессильны передать его ощущения, так как ум не может найти нужных для этого слов. Это ощущение покоя, которое выше понимания.
БАНДХИ, НАДИ и ЧАКРЫ
Чтобы следовать техникам пранаямы, необходимо знать кое-что о бандхах,нади и чакрах.
Бандха - значит связь, соединение, сковывание, захват. Так называют также позу, в которой какие-то органы или части тела сокращены и взяты под контроль.
Нади - это трубчатый канал в организме, через который течет энергия.
Чакры - это колеса или круги. Это маховые колеса в механизме человеческого организма.
При производстве электрической энергии необходимы трансформаторы, проводники, предохранители, выключатели и изолированные провода для передачи энергии к месту назначения; без всего этого электроэнергия была бы смертельно опасна. Когда выполнение пранаям возбуждает течение праны в теле йога, ему столь же необходимо применять бандхи, чтобы помешать утечке энергии и чтобы доставлять ее в нужное место, не причиняя вреда другим органам. Без бандх прана смертоносна.
Три главные бандхи, важные для пранаямы: (1) Джаландхара Бандха, (2) Уддияна Бандха, (3) Мула Бандха.
Первая бандха, которую йогу следует освоить, - это Джаландхара (от слова "джала" - сеть, сетка, паутина, решетка). В Джаландхаре шея и горло сокращены, а подбородок опущен на грудь в ямку между ключицами наверху грудины. Йог осваивает эту бандху, упражняясь в Сарванга-сане (см. стр. 197-212) и других асанах ее цикла, так как при их выполнении тоже образуется подбородочный замок. Джаландхара Бандха регулирует поступление крови и праны к сердцу, к железам, расположенным в области шеи и головы, и к мозгу. Если пранаяма выполняется без Джаландхара Бандхи, тотчас же ощущается давление в области сердца, за глазными яблоками и в полостях ушей, начинается головокружение. Джаландхара Бандха играет существенную роль в трех процессах пранаямы, а именно: пураке (вдохе), речаке (выдохе) и кумбхаке (задержке дыхания).
"Уддияна" значит взлет. В процессе Удцияна Бандхи диафрагма поднимается высоко в грудную клетку, а органы брюшной полости втягиваются назад к позвоночнику. Говорят, что процесс Уддияна Бандхи заставляет великую птицу Прану устремляться вверх по Сушумна нади — главному каналу нервной энергии, который расположен внутри ме-ру-данды (позвоночного столба). Говорят, что это лучшая из бандх и тот, кто постоянно упражняется в ней так, как учит его гуру или наставник, становится снова молодым. Говорят, что она как лев, который убивает слона по имени Смерть. Выполнять Уддияну можно только во время бахья кумбхаки, следующей за речакой, т.е. в промежутке между полным выдохом и свежим вдохом, когда дыхание приостановлено. Она упражняет диафрагму и органы брюшной полости. Впадина, образуемая при подъеме диафрагмы, способствует легкому массажу мышц сердца и тонизирует его. Ни в коем случае не следует делать Уддияна Бандху во время ангара кумбхаки, т.е. в промежутке между полным вдохом и началом выдоха, когда дыхание задержано, так как это создает напряжение в сердце и диафрагме и утруждает глаза.
"Мула" значит корень, источник, происхождение или причина, базис или основа. Мула Бандха - это область между анусом и мошонкой. Сокращение этой области вынуждает Алана Ваю (нисходящую энергию нижней части брюшной полости) течь вверх на соединение с Прана Ваю, вместилище которой находится в области груди.
Мула Бандху сначала следует делать во время ангара кумбхаки (задержки дыхания после вдоха). Нижняя часть брюшной полости от пупка до ануса прижимается гогда к позвоночнику и подтягивается вверх к диафрагме. В Удцияна Бандхе подтягивается назад к позвоночнику и поднимается вверх вся область от ануса до диафрагмы по самую грудину. Но в Мула Бандхе вся нижняя часть брюшной полости от ануса до пупка сокращается, подтягивается назад к позвоночнику и поднимается вверх к диафрагме.
Освоить Мула Бандху помогает опыт сокращения анального сфинктера (Ашвини Мудра). Ашва - это лошадь, а мудра - запечатывающая поза. Она называется так потому, что вызывает представление о мочащейся лошади. Ее можно разучивать во время выполнения различных асам, особенно Тадасаны, Ширшасаны, Сарвангасаны, Урдхва Дханура-саны, Уштрасаны и Пашчимоттанасаны.
Выполнение этих бандх замыкает, говорят, шестнадцать адхар. "Ад-жара" (от корня "дхр" - поддерживать) значит опора, жизненно важная часть. Эти шестнадцать жизненно важных частей тела таковы: большие пальцы рук, лодыжки, колени, бедра, крайняя плоть, детородные органы, пупок, сердце, шея, горло, небо, нос, пространство между бровями, лоб, голова и брахмарандхра (отверстие в темени, через которое улетает душа, оставляя тело).
Осваивать Уддияна Бандху и Мула Бандху самостоятельно, без личного наблюдения опытного гуру или учителя очень опасно. Неправильное выполнение Удцияна Бандхи вызовет непроизвольное истечение семени и утрату жизненной энергии, а неправильное выполнение Мула Бандхи серьезно ослабит занимающегося и лишит его силы. Даже правильное выполнение Мула Бандхи имеет свои опасности. Она повышает способность удерживать сексуальную силу, чем может соблазнить на злоупотребление ею. Если ученик поддастся этому искушению, он погиб. Все его дремлющие желания пробудятся и станут смертоносными, как змея, разбуженная ударом палки. Овладев тремя бандхами, йог оказывается на перекрестке своей судьбы. Одна дорога ведет к бхоге, наслаждению мирскими радостями, другая - к йоге, единению с Верховной Душой. Привлекательность мирских радостей велика. Йог, однако, чувствует большее влечение к их Творцу. Чувства открыты наружу, поэтому они притягиваются к вещам и следуют по пути бхоги. Если направление чувств изменить так, чтобы они повернулись вовнутрь, тогда они встанут на путь йоги. Чувства йога повернуты к встрече с Творцом, источником всего мироздания. И именно тогда, когда ученик освоит три бандхи, руководство гуру особенно необходимо, так как под надлежащим руководством эта возросшая сила сублимируется для высших и благородных целей. Упражняющийся становится тогда урдхваретусом (от слов "урдх-ва" - вверх и "ретус" - сперма), то есть человеком, избравшим безбрачие и не растрачивающим попусту половую энергию. Такой человек обретает нравственную и духовную силу. Эта внутрення сила будет сиять, как солнце.
Практикуя Мула Бандху, йог стремится достигнуть истинного источника (мула) всего мироздания. Его целью является полное обуздание (бандха) чипы, которая включает ум (манас), интеллект (буддхи) и это (ахамкару).
Человеческое тело, само по себе, является миниатюрной вселенной. Слово хатха состоит из двух слогов: "ха" - солнце и "тха" - луна. Считается, что солнечная и лунная энергии текут соответственно через два главных канала (нади) - Пингалу, который начинается от правой ноздри, и Иду, начинающийся от левой ноздри; они идут вниз, к основанию позвоночника. Пингала - это нади солнца, а Ида - это нади луны. Между ними находится Сушумна - нади огня. Как уже указывалось, Сушумна нади -это главный канал нервной энергии, он расположен внутри меру-данды (позвоночного столба). Пингала, Ида и Сушумна пересекаются друг с другом в различных местах. Эти узловые пункты называются чакрами, центрами управления механизмом тела, которые можно уподобить маховым колесам машины.
Главные чакры следующие: Муладхара Чакра (от слов "мула" - основа, причина, источник и "адхара" - опора, жизненно важная часть) находится в области малого таза над анусом; Свадхиштхана Чакра (от слов "сва" - жизненная сила, душа и "адхиштхана" - вместилище, местопребывание) расположена над детородными органами; Манипурака Чакра (от слова "манипура" - пупок) в пупке; Манас Чакра и Сурья Чакра (от слов "манас" - ум и "сурья" - солнце) расположены между пупком и сердцем; Анахата Чакра (от слова "анахата" - сердце) в области сердца; Вишуддха Чакра (от слова "вишуддха" - чистый) в области глотки; Аджна Чакра (от слова "аджна" - приказ) в межбровье; Сахасра-ра Чакра, которая называется тысячелепестковым лотосом, расположена в полости мозга; Лалата Чакра (от слова "палата" - лоб) в верхней части лба.
Возможно, эти чакры соответствуют эндокринным железам, которые снабжают организм гормонами и другими внутренними секрециями. Чакры Муладхара и Свадхиштхана, возможно, соответствуют половым железам (яичкам, половому члену и предстательной железе - у мужчин; яичникам, матке и влагалищу - у женщин). Между этими двумя чакрами расположен орган деторождения, называемый Камарупа, в честь Камы, Бога страсти и любви. Органам брюшной полости (желудку, селезенке, печени и поджелудочной железе), может быть, соответствует Манипурака Чакра. Оба надпочечника можно сопоставить с чакрами Сурья и Манас. Анахата Чакра - это сердце и главные кровеносные сосуды вокруг него. Вишуддха Чакра - это, возможно, щитовидная и паращито-видная, а также вилочковая железы. Чакры Аджна, Сахасрара и Лалата, возможно, обозначают мозговое вещество, гипофиз и шишковидную железу.
По тантрическим текстам, целью пранаямы является пробуждение в нашем теле Кундалини, божественной космической силы. Кундалини символически представляют в виде свернувшейся спящей змеи, скрытой в самом нижнем нервном центре у основания позвоночника в Муладхара Чакре. Эту скрытую энергию надо пробудить и заставить двигаться вверх по позвоночнику, пронизывая чакры вплоть до Сахасрары (тысячелепесткового лотоса в голове, нервной сети мозга), а там соединиться с Верховной Душой. Все это, возможно, аллегорический способ описания огромной жизненной силы, в особенности сексуальной, которая достигается практикой Уддияна и Мула Бандх, описанной выше. Пробуждение Кундалини и направление ее вверх, возможно, является символическим способом описания сублимации сексуальной энергии.
Название
203. УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА (Фото 597).
Приставка "уд" обозначает верх или превосходство. Она также обозначает взрыв или расширение. Ее смысл - преобладание, сила.
Джайя - это победа, триумф или успех. Другое значение - подчинение, обуздание.
В процессе Удджайи легкие расширяются полностью, а грудь выпячивается, как у торжествующего завоевателя.
Техника
1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану (Фото 104), Сид-дхасану (Фото 84) или Вирасану (Фото 89).
2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над грудиной. (Это Джаландхара Бандха.)
3. Руки вытянуть прямо и поместить запястья ладонями вверх на колени. Кончики больших и указательных пальцев соединить, остальные пальцы вытянуть. (Этот жест называется Джняна Мудра, символ или печать знания. Указательный палец символизирует индивидуальную душу, большой - Всеобщую Душу, а соединение их есть символ знания.)
4. Закрыть глаза и смотреть внутрь себя (Фото 597).
5. Сделать полный выдох.
6. Здесь начинается дыхание методом Удцжайи.
7. Сделать медленный, глубокий, стабильный вдох обеими ноздрями. Прохождение вдыхаемого воздуха ощущается верхней частью неба и производит свистящий звук (са). Этот звук должен быть слышим.
8. Наполнить легкие воздухом полностью. Надо следить, чтобы живот не раздувался во время вдоха (соблюдайте это во всех видах пранаямы). Такое наполнение легких называется пурака (вдох).
9. Всю область живота, от лобка до грудины, надо оттянуть назад к позвоночнику.
10. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Эта внутренняя задержка называется ангара кумбхака. Соблюдать Мула Бандху, как описано на стр.429.
597
11. Выдох делать медленно и стабильно, чтобы полностью опустошить легкие. Начиная выдох, следить, чтобы живот оставался втянутым. Через 2-3 секунды начать медленно и постепенно ослаблять диафрагму. Прохождение выдыхаемого воздуха должно ощущаться верхней частью неба, а производимый им придыхательный звук (ха) должен быть слышим. Такой выдох называется речака.
12. Выждать одну секунду перед началом нового вдоха. Этот период ожидания называется бахья кумбхака.
13. Процесс, описанный в пунктах 7-12, составляет один цикл Удджайи Пранаямы.
14. Повторять циклы в течение 5-10 минут, держа глаза все время закрытыми.
15. Лечь на пол в Шавасану (Фото 592).
16. Удджайи Пранаяму можно делать и без Джаландхара Бандхи, даже во время ходьбы или лежа. Это единственная пранаяма, которую можно делать в любое время дня и ночи.
Эффект
Этот тип пранаямы вентилирует легкие, способствует устранению мокроты, повышает выносливость, успокаивает нервы и тонизирует весь организм. Удджайи без кумбхаки, выполняемая лежа, идеальна для лиц, страдающих высоким давлением или коронарными расстройствами.
204. СУРЬЯ БХЕДАНА ПРАНАЯМА (Фото 599).
Сурья - это солнце, Бхедана - производное от корня "бхид": проколоть, пронзить, прорвать.
В Сурья Бхедана Пранаяме вдох производится через правую ноздрю, то есть прана проходит через Пингала, или Сурья, нади. Затем выполняется кумбхака и далее следует выдох через левую ноздрю, через которую идет канал Ида нади.
Техника
1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану (Фото 104), Сид-дхасану (Фото 84) или Вирасану (Фото 89).
2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над грудиной. (Это Джаландхара Бандха.)
598
599
3. Вытянуть левую руку. Положить наружную поверхность левого запястья на левое колено. Пальцы левой кисти сложить в Джняна Мудру (как описано в пункте 3 техники Удджайи).
4. Согнуть правую руку в локте. Пригнуть указательный и средний пальцы к ладони и держать их пассивно. Приблизить безымянный палец и мизинец к большому пальцу (Фото 598).
5. Положить правый большой палец с правой стороны носа непосредственно под носовой костью, а безымянный палец и мизинец - с левой стороны носа непосредственно под носовой костью, сразу над изгибом жировой ткани ноздрей над верхней челюстью.
6. Прижать безымянный палец и мизинец так, чтобы полностью блокировать левую сторону носа.
7. Большим пальцем правой руки прижать жировую ткань с правой стороны так, чтобы наружный край правой ноздри стал параллельным нижнему краю хрящевой перегородки.
8. Большой палец нужно согнуть в верхнем суставе, а кончик его расположить под прямым углом к носовой перегородке (Фото 599).
9. Теперь вдыхать медленно и глубоко, управляя'правой ноздрей : помощью кончика большого пальца (ближе к ногтю). Наполнить л.ткпе полностью (пурака).
10. Затем закрыть правую ноздрю, чтобы теперь обе ноздри были блокированы.
11. Задержать дыхание примерно на 5 секунд (ангара кумбхака), в) шол-няя в это же время Мула Бандху (см. стр. 429).
12. Полностью блокируя правую ноздрю, частично приоткрыть левчо ноздрю и выдыхать через нее медленно и глубоко (речака).
13. Во время выдоха регулировать вытекание воздуха из левой ноздри, изменяя давление безымянного пальца и мизинца так, чтобы наружный край левой ноздри был параллелен перегородке. Давление должно осуществляться внутренней стороной кончиков пальцев (дальше от ногтей).
14. Так завершается один цикл Сурья Бхедана Пранаямы. Повторять циклы подряд в течение 5-10 минут в соответствии с возможностями.
15. Все вдохи в Сурья Бхедане делаются через правую ноздрю, все выдохи - через левую.
16. На протяжении всего процесса прохождение воздуха ощущается кончиками пальцев и носовыми мембранами в том месте, где осуществляется давление. Прохождение воздуха производит звук, подобный свисту воздуха, просачивающегося из щели в велосипедной шине. Этот звук следует сохранять постоянным, варьируя давление на ноздри.
17. Глаза, виски, брови и кожа лба должны оставаться совершенно пассивными, не обнаруживая никаких признаков напряжения.
18. Ум должен быть полностью поглощен прислушиванием к правильности звука, издаваемого проходящим через нос воздухом, и поддержанием надлежащего ритма дыхания.
19. Все вдохи и выдохи должны быть равной продолжительности.
20. Нельзя форсировать ни вдохи, ни выдохи. Все время должен сохраняться ровный медленный ритм дыхания.
21. После завершения пранаямы лечь в Шавасану (Фото 592).
Эффект
При выполнении этой пранаямы, благодаря прижатию ноздрей, легким приходится работать больше, чем в Удджайи. В Сурья Бхедане легкие наполняются медленнее, равномернее и полнее, чем в Удджайи. Сурья Бхедана улучшает пищеварение, успокаивает и укрепляет нервы и очищает лобные пазухи. Примечание
Часто бывает, что проходы ноздрей неодинаковы: одна ноздря может быть шире, другая - уже. В этом случае следует регулировать давление пальцев. Иногда правая ноздря бывает полностью блокированной, а левая чистой. Тогда вдохи можно производить только через левую ноздрю, а выдохи только через правую. С течением времени, благодаря воздействию пальцев, правая ноздря очистится, и вдох через нее станет возможным.
Предупреждение
Эта пранаяма полезна для страдающих пониженным давлением крови. Тем, у кого давление повышено или имеются сердечные заболевания, не следует задерживать дыхания после вдоха (ангара кумбхака) при выполнении этой пранаямы.
Нади - это трубчатый орган в теле, подобный артериям и венам, по которому течет прана, или энергия. Нади имеют три слоя, подобно изолированному электрическому проводу. Внутренний слой называется сира, средний - дамани, а верхний слой, как и весь орган, нади.
Слово "шодхана" значит очищать. Нади Шодхана Пранаяма имеет целью очищать нервы. Небольшая закупорка водопроводной трубы может полностью прервать водоснабжение. Небольшое препятствие току нервной энергии может вызвать серьезное нездоровье и привести к параличу конечности или органа.
Техника
1. Следовать технике Сурья Бхедана Пранаямы, описанной в пунктах 1-8 (Фото 599).
2. Полностью освободить от воздуха легкие через правую ноздрю, регулируя отверстие правой ноздри внутренней стороной кончика большого пальца правой руки (дальше от ногтя).
3. Теперь вдыхать медленно, стабильно и глубоко через правую ноздрю, регулируя отверстие кончиком большого пальца ближе к ногтю. Наполнить легкие полностью (пурака). Во время этого вдоха левая ноздря должна быть полностью блокирована безымянным пальцем и мизинцем.
4. После полного вдоха блокировать полностью правую ноздрю давлением большого пальца и ослабить давление безымянного пальца и мизинца на левую ноздрю. Изменить их положение на наружном крае левой ноздри и держать этот край параллельно перегородке. Выдыхать медленно, стабильно и глубоко через левую ноздрю. Освободить легкие полностью. Давление следует осуществлять внутренней стороной кончиков безымянного пальца и мизинца дальше от ногтей (речака).
5. После полного выдоха через левую ноздрю изменить давление на нее, подобрав соответствующее положение пальцев. В этом измененном положении нажим будут совершать кончики безымянного пальца и мизинца ближе к ногтям.
6. Теперь вдыхать через левую ноздрю медленно, стабильно и глубоко, наполняя легкие полностью (пурака).
7. После полного вдоха через левую ноздрю блокировать ее и выдыхать через правую ноздрю, изменяя способ надавливания правого большого пальца на правую ноздрю, как указано в пункте 2 (речака).
8. Так завершается один цикл Нади Шодхана Пранаямы. Ритм дыхания в ней следующий:
а) выдох через правую ноздрю
б) вдох через правую ноздрю
в) выдох через левую ноздрю
г) вдох через левую ноздрю
д) выдох через правую ноздрю
е) вдох через правую ноздрю
ж) выдох через левую ноздрю
з) вдох через левую ноздрю
и) выдох через правую ноздрю
к) вдох через правую ноздрю и тд.
Этап а) является подготовительным. Первый цикл Нади Шодхана Пранаямы фактически начинается с этапа б) и кончается этапом д). Второй цикл начинается с этапа е) и кончается этапом и). Этап к) - это мера предосторожности, принимаемая после завершения циклов, чтобы избежать одышки, удушья и напряжения в области сердца.
9. Проделать 8-10 циклов подряд, как описано выше. Это может занять 6-8 минут.
10. Вдохи и выдохи каждой ноздрей должны быть одинаковой длительности. Вначале продолжительность их будет неравной. Добивайтесь, чтобы продолжительность вдохов и выдохов стала одинаковой.
11. Достигнув равной длительности и точности вдохов и выдохов через обе ноздри, можно сделать попытку задержать дыхание (ангара кумбха-ка) после вдоха.
12. Такая точность достигается только после длительных упражнений.
600
13. Задержка дыхания не должна нарушать ритм и длительность вдохов и выдохов. Если этот ритм и равномерность нарушатся, сократить период задержки или задерживать дыхание не во всех циклах подряд, а через цикл.
14. Во время задержки после вдоха (ангара кумбхака) выполнять Мула Бандху (см. стр. 429).
15. Не пытаться задерживать дыхание после выдоха (бахья кумбхака, Фото 600), пока не освоена задержка после вдоха (ангара кумбхака). Впоследствии во время бахья кумбхаки выполнять Уддияна (Фото 593, 594) совместно с Мула Бандхой (см. стр. 429).
16. Задержку дыхания, а также увеличение продолжительности вдохов и выдохов можно осваивать только с помощью и под непосредственным руководством опытного гуру.
17. После окончания пранаямы всякий раз следует дечь в Шавасану (Фото 592).
Эффект
В Нади Шодхане кровь лучше
снабжается кжвородом, чем 1фи нормальном яыхании, поэтому упражняющийся
чувивуе! себя освеженным. Нервы успокаиваются и очищаются. Ум становится
спокойным и
ясным.
Примечание
Вначале выступает пот, появляется дрожь, сильно напрягаются мышцы бедер и рук. Этого напряжения следует избегать.
Предостережение
1. Людям, страдающим повышенным давлением крови или болезнями сердца, никогда не следует делать задержку дыхания (кумбхаку). Они могут выполнять Нади Шодхана Пранаяму без кумбхаки с пользой для себя.
2. Люди с пониженным давлением крови могут делать эту пранаяму с задержкой дыхания только после вдоха (ангара кумбхакой) с пользой для себя.
От слова "бхастрика" - кузнечный мех. При выполнении этой пранаямы воздух втягивается и выпускается с усилием, как при раздувании мехов, отсюда и название. Техника описывается здесь в две стадии.
Техника
Стадия I
1. Следовать указаниям пунктов 1 и 2 техники Удджайи.
2. Сделать быстрый энергичный вдох и быстрый усиленный выдох. Цикл Бхастрики состоит из одного вдоха и одного выдоха. Звук дыхания при этом напоминает шум воздуха в кузнечных мехах.
3. Сделать подряд 10-12 циклов. Затем вдохнуть медленно и глубоко, как в Удджайи. Задержать дыхание, выполняя Мула Бандху, на 2-3 секунды и сделать медленный, глубокий выдох, как в Удджайи.
4. Такое дыхание по типу Удджайи дает отдых легким и диафрагме и подготавливает их к выполнению новых циклов Бхастрики.
5. Повторить циклы Бхастрики 3-4 раза, перемежая их дыханием по типу Удджайи.
6. Если звучание проходящего воздуха затихает либо энергичность дыхания ослабевает, сократить число циклов.
7. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592). Стадия II
1. Следовать указаниям пунктов 1 и 2 техники Удджайи.
2. Подобрать давление большого и других пальцев на ноздри, как описано в технике Сурья Бхеданы.
3. Левую ноздрю закрыть полностью, а правую держать приоткрытой.
4. Энергично вдыхать и выдыхать только через правую ноздрю, выполнить таким образом 10-12 циклов Бхастрики, как описано выше для первой стадии.
5. Закрыть правую ноздрю и приоткрыть левую. Проделать такое же количество циклов Бхастрики через левую ноздрю.
6. Убрать пальцы с ноздрей.
7. Сделать несколько глубоких дыханий типа Удджайи.
8. Повторить циклы правой и левой ноздрей по 3-4 раза, выполняя между ними Удджайи.
9. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592).
От слова "капала" - череп и "бхати" - свет, блеск. Это более мягкий вариант Бхастрика Пранаямы. В Капалабхати вдох делается медленно, а выдох энергично. После каждого выдоха следует задержка дыхания на мгновение. Если Бхастрика покажется слишком напряженной, сделать вместо нее несколько циклов Капалабхати. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592).
Эффект
Как Бхастрика, так и Капалабхати, активируют и тонизируют "печень, селезенку, поджелудочную железу и укрепляют брюшные мышцы. Улучшается пищеварение, очищаются лобные пазухи, снимается раздражение в глазах, и человек ощущает бодрость во всем теле.
Предостережение
1. Как в топку паровоза подают уголь, чтобы получить пар для тяги поезда, так Бхастрика генерирует прану для активации всего тела. Слишком сильный огонь прожигает котел паровоза. Так и слишком длительное выполнение Бхастрики изнуряет организм, поскольку дыхательный процесс совершается здесь с усилием.
2. Люди слабого сложения и с малым объемом легких не должны делать Бхастрику и Капалабхати.
3. Люди, страдающие глазными или ушными болезн&ми (отслоением сетчатки, глаукомой, гнойным воспалением уха), также не должны их выполнять.
4. Нельзя их делать ни при повышенном, ни при пониженном кровяном давлении.
5. Если возникнет кровотечение из носа или начнется пульсация или боль в ушах, немедленно прекратить выполнение Бхастрики и Капалабхати.
6. Некоторое время не делать этих пранаям.
"Бхрамари" означает большая черная пчела.
Техника
Техника Бхрамари Пранаямы та же, что Удджайи. Разница состоит лишь в том, что в Бхрамари во время выдоха слышен негромкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы. После завершения Бхрамари следует лечь в Шавасану (Фото 592).
Эффект
Жужжащий звук Бхрамари Пранаямы помогает в случае бессонницы.
209. ШИТАЛИ ПРАНАЯМА (Фото 601).
От слова "щитали" - прохладный. Эта пранаяма охлаждает организм, отсюда и название.
Техника
1. Сесть в Падмасану (Фото 104), Сиддхасану (Фото 84) либо Вирасану (Фото 89).
2. Спину держать прямо и неподвижно, а голову поднятой. Выполнить Джняна Мудру (см. стр. 425, пункт 21). Джаландхара Бандха выполняется здесь не во время вдоха, а позже.
3. Открыть рот и округлить губы.
601
4. Края и кончик языка, касающиеся зубов - от коренных до резцов, -поднять и свернуть. Своей формой язык будет напоминать готовый развернуться молодой листок (Фото 601).
5. Свернутый таким образом язык высунуть. Втягивать воздух через сурнутый трубочкой язык со свистящим звуком (сссссса), наполнив легкие полностью. Воздух втягивается, словно через пипетку или соломинку для питья. Завершив полный вдох, убрать язык и закрыть рот.
6. После полного вдоха опустить голову от шеи к туловищу. Подбородок должен покоиться в межключичной ямке, сразу над грудиной. Голова, таким образом, выполняет Джаландхара Бандху.
7. Теперь примерно на 5 секунд сделать задержку дыхания (ангара кумб-хаку), выполняя в это время Мула Бандху (см. стр. 429).
8. Выдыхать медленно через нос с придыхательным звуком (яетууууум), как в Удцжайи.
9. Так завершается один цикл Шитали Пранаямы.
10. Поднять голову и повторять цикл 5-10 минут.
11. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592).
Эффект
Эта пранаяма охлаждает организм, успокаивает глаза и уши. Она полезна при субфебрильной температуре и симптомах желчности, активизирует печень и селезенку, улучшает пищеварение и снимает жажду.
Предостережение
1. Страдающие гипертонией не должны делать ангара кумбхаку.
2. Страдающие сердечными расстройствами не должны в начальный период занятий делать Шигали Пранаяму.
Ог слова "шитакари" - охлаждающий. Это вариант Шитали Пранаямы.
Техника
Язык здесь не свертывается трубочкой. Губы слегка приоткрыты, и только кончик языка высовывается между зубами. Язык лежит плашмя, как в нормальном положении. Следовать технике Шитали Пранаямы.
Эффект
Такой же, как Шитали Пранаямы.
Предостережение
Страдающие гипертонией могут ощущать большее напряжение, выполняя Шитакари, чем Шитали Пранаяму.
1. "Сама" означает тот же самый, такой же, прямой, цельный, полный, завершенный.
2. "Вритти" означает действие, движение, функционирование, поведение, метод.
3. В Сама Вритти Пранаяме делается попытка достигнуть одинаковой продолжительности всех трех процессов дыхания - вдоха (пураки),. задержки (кумбхаки) и выдоха (речаки) - при любом типе пранаямы. Если один процесс длится 5 секунд, то и остальные должны длиться столько же.
4. Одинаковая продолжительность в 5 секунд должна сохраняться во всех дыхательных циклах в любом типе пранаямы: в Удджайи, Сурья Бхедане, Нади Шодхане, Шитали и тд.
Предостережение
1. В начальном периоде Сама Вритти Пранаяму следует ограничить только вдохом (пуракой) и выдохом (речакой).
2. Сначала надо добиться одинаковой продолжительности пураки и речаки и только после этого пытаться освоить такую же продолжительность ангара кумбхаки (задержки после полного вдоха).
3. Ангара кумбхаку надо осваивать постепенно. Вначале длительность пураки, ангара кумбхаки и речаки должна соотноситься как 1:1/4:1. Очень медленно это соотношение доводят до 1:1/2:1. Загем полностью овладевают дыханием при соотношении 1:3/4:1. Только полностью освоив такое дыхание, можно увеличивать длительность ангара кумбхаки так, чтобы установить соотношение 1:1:1.
4. Не пытайтесь делать бахья кумбхаку (задержку дыхания после полного выдоха), пока не достигнете желаемого соотношения 1:1:1 для пураки, ангара кумбхаки и речаки.
5. Если из легких удален весь воздух, вакуум внутри и атмосферное давление снаружи создают огромное напряжение в легких. Поэтому вначале нельзя делать вмесге ангара кумбхаку и бахья кумбхаку.
6. Выполнять ангара кумбхаку и бахья кумбхаку следует по отдельности или по очереди. Вначале лучше перемежать кумбхакой 2-3 цикла глубокого дыхания, состоящего только из пурак и речак. Например, сделать два или гри цикла глубокого дыхания, загем один цикл ангара кумбхаки. Потом еще два-три цикла глубокого дыхания и один цикл бахья кумбхаки. Пусть вначале цикл состоит только из трех ангара кумбхак и трех бахья кумбхак; увеличивать их количесгво следует очень медленно.
1. Слово "вишама", помимо прочего, означает нерегулярный, трудный.
2. Вишама Вритги Пранаяма называется так потому, что в ней не соблюдается одинаковая продолжительность вдоха, задержки и выдоха, что нарушает ритмичность дыхания. Эта неравномерность создает трудности и опасности для ученика.
3. В этом типе пранаямы, если полный вдох занимает 5 секунд, то дыхание задерживается (ангара кумбхака) на 20 секунд, а выдох длится 10 секунд, так что соотношение получается 1:4:2. Вначале ученику покажется трудным сохранять ритм во время выдоха, но постепенно это станет легче.
4. И наоборот, если вдох занимает 10 секунд, то дыхание задерживается на 20 секунд, а выдох производится за 5 секунд; соотношение будет 2:4:1.
5. Возможно и так, что вдох займет 20 секунд, задержка - 10 секунд и выдох 5 секунд, так что соотношение будет 4:2:1.
6. В одном цикле этой пранаямы можно допустить соотношение 1:2:4, 2:4:1 и 4:1:2. Все вместе будут считаться одним циклом пранаямы.
7. Если выполняется так же и бахья кумбхака (задержка после полного выдоха перед началом нового вдоха), то возможных сочетаний разных соотношений станет еще больше.
8. Если учитывать различные соотношения еще и в Виломе, Ануломе и Пратиломе, описываемых ниже, при выполнении основных типов пра-наям - Удджайи, Сурья Бхедана, Нади Шодхана, Бхрамари, Шитали и Шитакари, - то число возможных комбинаций будет астрономическим.
9. Ни один смертный не сумел бы выполнить все эти различные комбинации в течение жизни.
10. Путь Вишама Вритта Пранаямы чреват опасностями. Поэтому не мечтайте освоить ее самостоятельно, без личного руководства опытного гуру или учителя.
11. Нарушение гармонии вследствие разнобоя в длительности вдоха, задержки и выдоха ведет к перегрузке и чрезмерному напряжению всего организма и в особенности дыхательной и нервной систем.
12. Предостережение относительно кумбхаки при Сама Вритта Праная-ме (пункты 1-6, стр. 445) еще в большей степени относится к Вишама Вритта Пранаяме.
13. Теперь становится понятна справедливость утверждения Сватмара-мы во второй главе "Хатха Йога Прадипики": "Праву следует приручать медленнее и постепеннее, чем львов, слонов и тигров (в соответствии со способностями и физическими возможностями упражняющегося), иначе она убьет его".
ВИЛОМА, АНУЛОМА И ПРАТИЛОМА ПРАНАЯМЫ
Сама Вритта и Вишама Вритти Пранаямы основаны на сохранении определенного соотношения длительности вдоха, задержки и выдоха.
Вилома, Анулома и Пратилома Пранаямы имеют дело с методами и техникой вдоха и выдоха. В Виломе как вдох, так и выдох представляют собой не один непрерывный процесс, а выполняются с паузами. В Ануломе вдох делается через обе ноздри, как в Удджайи, а выдох - попеременно через левую и правую ноздрю, как в Нади Шодхане. В Пратиломе все вдохи делаются попеременно через одну и другую ноздрю, а выдохи -через обе.
"Лома" означает волосы, а ви - это отрицательная частица. Вилома значит против шерсти, против естественного порядка вещей.
В Вилома Пранаяме вдох или выдох представляют собой не единый непрерывный процесс, а прерываются несколькими паузами. Например, если продолжительность вдоха для наполнения легких или продолжительность выдоха для опустошения их составляет 15 секунд, то в Виломе вводятся двухсекундные паузы после каждой третьей секунды вдоха или выдоха. Процесс вдоха или выдоха удлиняется, таким образом, до 25 секунд. Описываемая ниже техника подразделяется на две отдельные стадии.
Техника
Стадия I
1. Вилома Пранаяма может выполняться как в сидячей позе, так и лежа.
2. Если она выполняется сидя, держать спину прямо, голову опустить к туловгацу ггх, чтобы подбородок покоился в межключитоой ямке наверху грудины. Это Джаландхара йандха. Сложить кисти рук в Джняна Муд-ру (см. сто. 425, пункт 21).
3. Вдыхать в тгчегше двух сехтнд и сделать паузу, задержав дытание на две секунды. Снова продолжать вдох в течение 2 секунд и снова сделать паузу, задержав дыхание на 2 секунды. Продолжать, пока легкие полностью не наполнятся воздухом.
4. Теперь задержать дыхание (ангара кумбхака) по возможности на 5-10 секунд, выполняя Мула Бандху (см. стр. 429).
5. Мула Бакдху следует выполнять во время пауз на протяжении вдоха.
6. Выдыхать медленно и глубоко, как в Удджайи, с придыхательным звуком (хуууум). Во зремя выдсха отпустить Мула Бандху.
7. Это завершает один цикл первой стадии Вилома Пранаямы.
8. Повторять подряд 10-15 циклов первой стадии.
Стадия II
9. Отдохнуть 1-2 минуты.
10. Затем сделать глубокий вдох без пауз, как в Удджайи, со свистящим звуком (ссссссса), держа подбородок наверху грудины. Наполнить легкие полностью.
11. Задержать дыхание (ангара кумбхака) на 5-10 сзкунд, одновременно удерживая Мула Бандху.
12. Выдыхать в течение 2 секунд и сделать паузу на 2 секунды. Снова выдыхать в течение 2 секунд и снова сделать паузу на 2 секунды. Продолжать таким образом до полного опустошения легких.
13. Во время пауз выполнять Мула Бандху.
14. Это завершает один цикл второй стадии Вилома Пранаямы.
15. Повторить вторую стадию Виломы 10-15 раз подряд.
16. Это завершает Вилома Пранаяму.
17. Затем лечь в Шавасану (Фото 592). Эффект
Вилома Пранаяма первой стадии полезна страдающим гипотонией, Вилома второй стадии полезна страдающим гипертонией.
Предостережение
1. Людям с высоким давлением крови следует выполнять вторую стадию Виломы только лежа.
2. Людям с заболеваниями сердца не следует делать эту пранаяму, пока они не овладеют Нади Шодхана и Удцжайи Пранаямой.
От слова "ану" - вместе, в связи, наряду. Анулома значит в естественном порядке, по шерсти ("лома" - волосы). В Анулома Пранаяме вдох делается через обе ноздри, а выдох попеременно через левую и правую.
Техника
1. Сесть в любую удобную позу, например Падмасану (Фото 104), Сидд-хасану (Фото 84), или Вирасану (Фото 89).
2. Спину держать прямо и неподвижно. Опустить голову к туловищу и поместить подбородок в межключичную ямку сразу над грудиной: (Это Джаландхара Бандха.)
3. Сделать глубокий вдох через обе ноздри, как в Удджайи, пока легкие полностью не наполнятся.
4. Задержать дыхание после вдоха (ангара кумбхака) на 5-10 секунд, в соответствии с возможностями, выполняя Мула Бандху (см. стр. 429).
5. Поднести кисть правой руки к носу, как описано в Сурья Бхедана Пранаяме, отпустить Мула Бандху и медленно выдыхать через приоткрытую правую ноздрю (левая остается полностью блокированной). Освободив совершенно легкие, опустить кисть правой руки.
6. Вдыхать через обе ноздри, пока легкие не наполнятся, как описано в пункте 3.
7. После вдоха задержать дыхание (ангара кумбхака) на 5-10 секунд, в соответствии с возможностями, выполняя Мула Бандху. Задержка дыхания должна быть такой же продолжительности, как при выполнении пункта 4.
8. Снова поднести кисть правой руки к носу. Отпустить Мула Бандху и совершенно закрыть правую ноздрю. Выдыхать медленно и глубоко через приоткрытую левую ноздрю до полного опустошения легких.
9. Это завершает один цикл Анулома Пранаямы.
10. Делать 5-8 циклов подряд.
11. Затем лечь в Шавасану.
Эффект
Такой же, как Удджайи, Нади Шодханы и Сурья Бхеданы.
Предостережение
1. В Анулома Пранаяме вдох продолжается дольше, чем выдох, что изменяет ритм дыхания. Это трудно, поэтому Анулому следует делать только продвинутым ученикам.
2. Страдающие нарушениями кровяного давления, болезнями сердца и нервными расстройствами не должны делать эту пранаяму, т.к. последствия могут быть катастрофическими.
От слова "прати" - противоположный. Этот тип пранаямы противоположен Ануломе. Вдох производится попеременно через левую и правую ноздрю, а выдох - через обе ноздри, как в Удджайи.
Техника
1. Сесть в любую удобную позу, например в Падмасану (Фото 104), Сиддхасану (Фото 84) или Вирасану (Фото 89).
2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить к туловищу. Поместить подбородок в межключичную ямку сразу над грудиной. Это Джаландхара Бандха.
3. Левую руку вытянуть. Поместить тыльную часть левого запястья на левое колено. Выполнить левой кистью Джняна Мудру (см. стр.433, пункт 3).
4. Правую руку согнуть в локте, пригнуть указательный и средний пальцы к ладони и держать их пассивными. Приблизить безымянный палец и мизинец к большому пальцу (Фото 598).
5. Большой палец правой руки поместить к правой стороне носа, сразу под носовой костью, а безымянный и мизинец - к левой стороне, сразу под носовой костью, над закруглением жировой ткани ноздрей.
6. Прижать безымянный палец и мизинец так, чтобы полностью блокировать левую сторону носа.
7. Большим пальцем правой руки прижать жировую ткань, чтобы внешний край правой ноздри был параллелен нижнему краю хрящевой перегородки.
8. Большой палец согнуть в верхнем суставе, а кончик его расположить под прямым углом к носовой перегородке (Фото 599).
9. Теперь вдыхать медленно и глубоко, регулируя отверстие правой ноздри кончиком большого пальца (ближе к ногтю). Наполнить легкие полностью (пурака).
10. Закрыть правую ноздрю, чтобы обе ноздри были блокированы.
11. Задержать дыхание (ангара кумбхака) на 5-10 секунд, выполняя Мула Бандху.
12. Опустить кисть правой руки. Отпустить Мула Бандху и выдыхать медленно и глубоко, как в Удджайи, до окончательного опустошения легких.
13. Снова поднять кисть правой руки к носу. Сделать медленный глубокий вдох через приоткрытую левую ноздрю. Правая ноздря остается совершенно закрытой.
14. Наполнить легкие полностью.
15. Задержать дыхание, выполняя Мула Бандху, на 5-10 секунд. Задержка дыхания (ангара кумбхака) должна быть одинаковой длительности после вдоха через левую и через правую ноздрю.
16. Опустить кисть правой руки, отпустить Мула Бандху, медленно и глубоко выдыхать, как в Удджайи, выгоняя из легких весь воздух.
17. Это завершает один цикл Пратилома Пранаямы.
18. Проделать 5-8 циклов подряд.
19. Затем лечь в Шавасану (Фото 592).
Эффект
Такой же, как Удджайи, Нади Шодханы и Сурья Бхеданы.
Предостережение
1. Здесь, как и в Ануломе, изменен ритм дыхания, поскольку вдох продолжается дольше, чем выдох. Этот трудный вид пранаямы должны выполнять только продвинутые ученики.
2. Страдающие нарушениями кровяного давления, болезнями сердца и нервными расстройствами не должны делать эту пранаяму, т.к. последствия могут быть катастрофическими.
216. САХИТА И КЕВАЛА КУМБХАКА ПРАНАЯМА
"Сахита" значит в сопровождении, вместе, в связи.
Когда занятия пранаямой выполняются с преднамеренным и сознательным сопровождением бахья кумбхаки и ангара кумбхаки, они получают название Сахита Кумбхака Пранаям.
"Кевала" значит отдельный, чистый, абсолютный, совершенный. Когда выполнение кумбхаки становится инстинктивным, такая практика называется Кевала Кумбхака.
Овладев Кевала Кумбхакой, ученик изолирует себя от мира и настраивается на Бесконечное. Он получил возможность контролировать один из самых тонких и могучих элементов, который может заполнить и мельчайшую трещину, и безбрежное небо. Его ум целиком поглощен праной и становится таким же свободным, как сама прана.
Как ветер изгоняет из атмосферы дым и загрязнения, так и прана изгоняет нечистоты тела и ума. "Тогда, - говорит Патанджали, - Божественное Пламя вспыхнет внутри в полном великолепии, а ум станет годен для сосредоточения (дхараны) и медитации (дхьяны)" ("Йога Сутры", гл.11,52 и 53). На это требуется много времени. Рассвет постепенно изгоняет ночную тьму.